Советы и консультации

Главная / Советы и консультации

10 мифов о прививках

Миф первый: Болезней, от которых прививают нет, зачем их вводить искусственно?

Да, успехи современной иммунопрофилактики играют на руку антипрививочным движениям. Натуральная оспа – полная ликвидация инфекции, полиомиелит – большинство стран ликвидировали дикий полиовирус на своих территориях,  дифтерия, столбняк, эпидемический паротит, корь, краснуха – единичная заболеваемость. Резонный вопрос: зачем прививать, если вероятность заражения минимальна? Характерная для человека реакция на попытку защитить его от того, с чем он еще не столкнулся (пока гром не грянет…).

Но (!) вряд ли нужно убеждать в необходимости прививки против гепатита В человека, у которого результаты обследования показали наличие вируса в организме, или против ветряной оспы – маму ребенка с ветряночным энцефалитом. То есть, до заболевания люди не хотят защищать себя, а после заболевания – делать прививки уже поздно. Ситуация опасна хотя бы потому, что ребенок рискует переболеть всеми инфекциями до тех пор, пока мама не убедится, что вокруг есть и туберкулез, и гепатит В, и коклюш, и столбняк.

К сведению:

- Полиомиелит регистрируется регулярно в Пакистане, Нигерии, Афганистане; вспышки 2014 года – Сирия, Камеруне, Ирак; из проб внешней среды полиовирус выделен в Израиле, Бразилии.

- В 2013 году в мире произошло 145 700 случаев смерти от кори.

- Приблизительно 780 000 человек умирают ежегодно от вирусного гепатита В — 650 000 от цирроза и рака печени в результате хронической инфекции и еще 130 000 от острого гепатита В.

- Пневмония является главной инфекционной причиной смертности детей во всем мире (15% всех случаев смерти среди детей до 5 лет). В 2013 году от пневмонии умерли 935 тысяч детей в возрасте до 5 лет.

Миф второй: Прививка не защищает на 100% – лучше переболеть!

Этот факт относительно разных инфекций можно прокомментировать следующим образом:

- при заболевании дифтерией, столбняком, туберкулезом иммунитет не формируется, либо его уровень не достаточен для защиты от повторного заболевания

- после полиомиелита формируется иммунитет, но только к одному из трех возможных типов, а дети остаются 100% инвалидами

- после ветряной оспы вырабатывается стойкий пожизненный иммунитет, но возможны тяжелые осложнения (энцефалиты, артриты, пневмонии и т.д.), снижение иммунитета (частые ОРВИ, обострения хронических заболеваний, присоединение вторичных инфекций), а также рецидивы во взрослом возрасте в виде опоясывающего лишая

- прививка от туберкулеза призвана предотвратить не заражение, а тяжелые, генерализованные формы у детей

- от гриппа и пневмококковой инфекции регистрируются летальные случаи, заболеваемость гриппом и  пневмониями в детских организованных коллективах в 4-5 раз выше, чем среди неорганизованных детей

- корь, краснуха и эпидемический паротит формируют стойкий иммунитет, но грозность осложнений, которые они таят, а также заболеваемость среди взрослых, выводит их из категории  банальных «детских» инфекций.

Миф третий: Если уж прививать, то не сразу от многих болезней, а по одной (разделять), чтоб не перегружать иммунную систему

Как раз с точки зрения иммунной системы это не обосновано. Вокруг человека постоянно находятся сотни тысяч антигенов, часть из них является новыми. Тем не менее люди живут и адаптируется к ним. Введение поливалентных (несколько составляющих) вакцин не напрягает иммунную систему больше, чем однокомпонентные вакцины, т.к. иммунитет всех их воспринимает одинаково.   Доказано в многочисленных клинических исследованиях, что увеличение количества компонентов в вакцине не изменяет частоту побочных эффектов.

Кроме того, современные вакцины содержат даже не ослабленные или убитые микробы, а их фрагменты, что позволяет снизить способность вакцин вызывать побочные эффекты.

А вот положительные стороны у поливакцин есть:

- во-первых, один укол лучше двух-трех

- во-вторых, в вакцины, кроме основных компонентов, могут входить еще сорбенты и консерванты. Хоть их количество и мало, но люди, поедая колбасу, состоящую из химикатов, очень переживают по поводу состава вакцин. Так вот, использование поливалентных вакцин позволяет уменьшить и количество вспомогательных веществ.

Миф четвертый: Ребенок на грудном вскармливании защищен материнскими антителами.

Да, с молоком передаются антитела, но не все и с течением времени их количество уменьшается. Мама может передать антитела против тех болезней, которые она перенесла в прошлом или тех, против которых она была привита. Факт в том, что эти антитела быстро разрушаются и ребенок остается без защиты к 6-12 месяцам. Вакцинация не заменяет защиту материнского молока, а дополняет её, формируя у ребенка собственный иммунитет. Национальные календари есть во всех развитых странах и сроки начала иммунизации в них как раз обоснованы угасанием  иммунитета,  передаваемого  матерью.  А теперь представьте, что многие молодые мамочки заблаговременно перестают прививаться, чтобы родить здоровое чадо, соответственно уже ничего и не могут передать своим детям. Антитела к коклюшу не передаются по причине давности вакцинации.

 

Миф пятый: Прививки приводят к аутизму.

Статья Эндрю Уэйкфилда, опубликованная в журнале «Lancet» в 1998 году, вызвала громкий скандал и привела к массовому отказу населения Великобритании от вакцинации. В результате своего исследования Уэйкфилд пришел к заключению о связи прививок комбинированной вакциной от кори, краснухи и свинки (MMR) со значительным увеличением риска развития аутизма и тяжелых заболеваний кишечника. Позже он признал факты незаконного привлечения детей к исследованиям, а «Lancet» в 2004 году официально признал решение о публикации статьи Уэйкфилда ошибочным.

Никто уже и не помнит источника слухов, но они активно поддерживаются антипрививочными движениями.

Миф шестой: Жизнь человека в руках Божиих и прививки не нужны: если Бог попустит заболевание, то оно в любом случае произойдет, а если не будет Божией воли, то и вакцинация не нужна.

«Церковь никогда не благословляла отказ от медицинской помощи или вакцинации! Люди, утверждающие это, вводят в заблуждение общество!» – сообщается в заявлении на  сайте Сыктывкарской и Воркутинской епархии. «Агитационная антипрививочная компания с таким размахом развернутая в интернете, проводится людьми, которых иначе как врагами России назвать нельзя. Подобные призывы являются сознательной ложью… А отцом и вдохновителем лжи, по учению Православной Церкви, является никто иной, как диавол».

«Необходимо всегда помнить о том, что только благодаря вакцинации побеждены многие общественно опасные заболевания, грозившие человечеству поголовным вымиранием… Помните, что отказ от обязательных прививок своему ребенку – это преступление против его здоровья! Пусть каждая мать, которая отказывается от защиты жизни и здоровья ребенка знает о том, что она совершает тяжкий грех», – говорится в заявлении.

И это заявление (не единственное от официальных представителей церкви) подтверждается Ветхим заветом: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его» (Сир. 38:1-2, 4,6-7).

Миф седьмой: Как делать прививки, если представители здравоохранения считают вакцины вредными?

Все сообщения антипрививочного толка ссылаются на Червонскую Г.П., наделяя её всевозможными регалиями. Однако, известно, что в 1970 году она защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата биологических наук по теме «Изучение хронической вирусной инфекции в культурах клеток J98 и L» и не более того. Она в прошлом действительно вирусолог и сотрудник научно-исследовательских институтов. Но на данный момент Червонская не является членом медицинских сообществ, сотрудником научных институтов или органов исполнительной власти в области здравоохранения. С конца 1980-х годов публикации Червонской в реферируемых научных журналах прекратились. Все её лекции и книги платные, поэтому не такая уж она идейная и неплохо наживается, распространяя свои идеи и обвиняя в наживе всех кроме нее (государство, фармкомпании и т.п.).

Кстати говоря, сама Червонская не отрицает необходимость и пользу вакцинации, а, как сказано на её сайте, выступает за грамотный подход к вакцинопрофилактике,  индивидуальный подход к вакцинации каждого конкретного ребенка, против единого календаря прививок «для всех подряд», за контроль за качеством вакцин.

Однако, само антипрививочное движение вышло за рамки идей Черовонской. Наличие видеороликов, модерируемых сайтов, форумов, различной литературы свидетельствует о неплохом финансировании данной работы. Здесь можно антипрививочников обвинить в геноциде населения России, т.к. при возврате к естественному отбору во времена эпидемий может произойти значительный демографический спад. Раньше в семьях рождалось по 5-15 детей, часть из которых умирала от инфекций. Сейчас  на 1 женщину детородного возраста приходится 0,9 ребенка. Кому выгодны наши смерти?!

Миф восьмой: У детей с различными хроническими заболеваниями, часто болеющих детей  иммунитет слабый, зачем еще дополнительно его напрягать прививками?

Люди с хроническими заболеваниями могут иметь признаки подавления или дисбаланса иммунитета. Таким образом, они становятся более подвержены заражению инфекционными заболеваниями, повышается вероятность тяжелого течения, развития осложнений. Как правило, у лиц с хронической патологией ограниченный выбор применяемых медикаментов (жаропонижающих, антибиотиков и т.д.).

Это группа является обязательной для вакцинации при условии контроля со стороны профильного специалиста, для часто болеющих детей – предварительное обследование на «скрытые» инфекции.

А вообще у детей иммунитет не слабый, он – неразвитый. Иммунизация позволяет его развить в части защиты от некоторых инфекций. Эффективность и стойкость иммунитета, выработанного в детстве, гораздо больше, чем у взрослых. Кроме того, мы живем не в стерильном мире, стоит наверно познакомить иммунитет с «липовыми» микробами, чем ждать, когда «дикие» попадут в организм.

Миф девятый: В вакцинах ртуть, формальдегид – они отравляют организм ребенка, вызывает повреждения нервной системы, аллергизацию

В вакцинах не ртуть, а мертиолят (тимеросал) — органическое соединение ртути.

Мертиолят и формальдегид, их заменители используются в качестве консерванта не только в вакцинах, но и добавляются в мыло, офтальмологические, косметологические продукты, назальные спреи, косметику и т.п.

Концентрация в 1 дозе вакцины может быть формальдегида – 12,5мкг, мертиолята -0,05- 0,025мг. Смертельными считаются дозы: 10—50 г 40 % водного раствора формальдегида, 66 мг мертиолята на 1кг массы тела.  Так что, если попробовать съесть несколько килограмм соли вместо положенных 4-15 грамм в день, тоже полезного будет мало.

И, тем не менее, сокращается количество вакцин, в которых используются подобные консерванты. Для вакцинации детей первого года жизни против гриппа и гепатита В поступают федеральные вакцины без консервантов.

Миф десятый: Живые вакцины опасны

Живые вакцины обладают рядом существенных преимуществ перед инактивированными вакцинами:

- создают высокую напряженность и длительность иммунитета в более короткий срок, так как в организме вакцинные штаммы размножаются, вызывая развитие вакцинной реакции, сходной с естественным постинфекционным процессом, происходит активация всех компонентов иммунной системы, стимулируется общий (системный) и местный ответ;

- требуются меньшие прививочные дозы и более редкое введение (как правило);

- возможное применение их не только в инъекциях, но и путем проглатывания (перорально) или закапывания в нос (интраназально), что важно для маленьких детей и при совмещении нескольких прививок;

- для полиомиелитной вакцины – создание дополнительного барьера в кишечнике.

Отрицательные стороны живых вакцин:

- в ряде случаев – повышенная реактогенность, из-за наличия цельных клеток микроорганизмов

-очень чувствительны к хранению

 

 

- возможность развития заболевания у вакцинируемого или контактных неиммунных лиц. Поэтому живые вакцины не вводят лицам с иммунодефицитом, а также разобщают детей привитых живой полиомиелитной вакциной и непривитых на 60 дней.

 

!!!ГРИПП!!!

Инкубационный период: от нескольких часов до 3-хсуток.

Заболевание начинается остро – температура 39 – 40 С, озноб, головокружение, слабость, мышечные и суставные боли. Головная боль локализуется в области висков, лба, надбровных дуг. У ребят исчезает аппетит, ухудшается сон, появляется тошнота или рвота. Катаральные явления выступают на втором плане и проявляются сухим навязчивым кашлем, першением, заложенностью носа при скудном отделяемом. Путь передачи – воздушно – капельный.

Избегать скученных мест (в коллективе, транспорте)

При малейших признаках болезни обратиться к врачу.

В детских дошкольных учреждениях усиливается режим утреннего приёма детей с отстранением больных. Обеспечивается УФО помещений (ультро-фиолетовое облучение)

При первых признаках болезни рекомендуется домашний режим. На время лихорадочного периода соблюдается постельный режим. Диета полноценная, молочно – растительная, обогащённая витаминами, фруктовые соки, морсы, кисели, минеральная вода.

С целью профилактики распространения гриппа и его осложнений настоятельно рекомендуем провести заблаговременно (сентябрь-октябрь) вакцинацию детей (профилактические прививки) от гриппа. Обращайтесь в медицинский кабинет!

ТУБЕРКУЛЕЗ – инфекционное заболевание

 

Рекомендации родителям о безопасности ребенка

Родителям важно помнить, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки – отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.

Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями.

Надо постоянно напоминать, что машина не только «красивая игрушка» (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.

Рекомендации родителям о безопасности

Родителям важно помнить, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки – отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.

Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям?

Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.

Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни, ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины – опасно для жизни. С ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе.

Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями.

Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах.

Надо постоянно напоминать, что машина не только «красивая игрушка” (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.

Грамотное поведение в транспорте, вблизи дорог и на улице включает в себя ряд умений, не связанных непосредственно со знаниями об автомобилях и устройстве дорог. Имеется в виду, что дети должны уметь различать основные цвета, формы, изображения, используемые при регулировке движения транспорта и в знаках дорожного движения, усвоить понятия «вправо”, «влево” («справа”, «слева”, «направо”, «налево”), «посередине”, «между”, «мимо”, «вверх”, «вниз”, «спиной”, «боком”, а также другие слова, обозначающие направление движения и местонахождение предмета.

Дети должны понимать и такие слова, как «стой”, «быстро”, «опасно”, «осторожно”, «посмотри”, «внимание”, «по очереди”, «вместе” и т. д. Кроме того, необходимо научить их запоминать расположение предметов, быстро распознавать предмет, концентрировать внимание на отдельном предмете и на нескольких неподвижных и движущихся предметах, видеть боковым зрением и т. д.

Если ребенок заблудился на улице, это становится проблемой и для него самого, и для родителей. Хорошо известно, что каждый ребенок хоть раз в жизни да потеряется, но большинство родителей не готовы к такому повороту событий и воспринимают его как трагедию. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден проявить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому на всякий случай надо снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и дедушек, каких-нибудь друзей или знакомых. Ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он должен обратиться к милиционеру, каким-нибудь пожилым людям или продавцу в магазине.

Рекомендации родителям младших дошкольников

Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!

Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и, используя ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.

Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного.

В этом возрасте ваш малыш должен знать:

  • на дорогу выходить нельзя;
  • дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку. Вырываться нельзя;
  • переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
  • пешеходы – люди, которые идут по улице;
  • когда мы едем в автобусе, троллейбусе, трамвае, нас называют пассажирами;
  • машины бывают разные – это транспорт. Машинами управляют шоферы водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);
  • когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень;
  • чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться сигналу светофора: Красный свет – движенья нет. А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!”

Рекомендации родителям старших дошкольников

  • Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
  • Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.
  • Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.
  • На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.
  • Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).
  • Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила
  • Ходить по тротуару следует с правой стороны.
  • Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.
  • Переходить дорогу полагается только шагом.
  • Необходимо подчиняться сигналу светофора.
  • В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни), чтобы не упасть.
  • Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.
  • Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.
  • Играть можно только во дворе

1.Знакомим детей с правилами дорожного движения

Уважаемые родители!

Проверьте, знают ли ваши дети   правила дорожного
движения.

☼   Почему светофор называют нашим
верным другом?  (он сигнализирует, когда можно переходить улицу, когда нужно остановиться).

☼  Какой свет верхний на светофоре? (Красный)

☼  Где следует переходить дорогу? (В специально отведенных местах – по пешеходным переходам, подземным и наземным переходам).

☼     Сколько колес у легкового автомобиля?(Четыре)

☼     Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один)

☼     Какими должны быть пешеходы и водители? (Внимательными).

☼     Почему нельзя играть в мяч около дороги? (Потому что есть опасность, что мяч укатиться на проезжую часть дороги).

☼    Как нужно переходить железнодорожный переезд? (Когда открыт шлагбаум и нет красного сигнала светофора)

☼   Почему для остановки движения в светофоре выбран именно красный свет?(потому что красный цвет-цвет опасности)

Знаете ли вы…

☼  Какое  самое опасное место на улице? – Перекрестки, там самое интенсивное движение.

☼    Как  правильно двигаться по загородной дороге- шоссе? –Навстречу транспорту

☼    Через  какие двери в пассажирский транспорт нужно входить и выходить? – выходить только через передние двери, а входить через задние

☼   Как  переходить улицу, где нет пешеходного перехода?- от одного угла тротуара  к другому – так безопаснее.   Или попросить взрослого помочь перейти улицу.

2.Личность родителей и
развитие ребенка

Не секрет, что именно от родителей
зависит, каким вырастет ребенок, сумеют ли они развить заложенные в малыше от
природы способности или, наоборот, сломают хрупкую психику в стремлении
переделать чадо, подстроить под себя, под свои амбиции. У родителей наиболее
часто встречаются следующие личностные и невротические изменения:

Сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность, склонность
все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться.
Аффективность – эмоциональная возбудимость, или неустойчивость
настроения, в основном в сторону его снижения.
Тревожность – склонность к беспокойству, недостаточная уверенность в
себе, несогласованность чувств и желаний.
Доминантность – стремление играть ведущую роль в отношениях с
окружающими.
Эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости
суждений.
Гиперсоциальность – повышенная принципиальность, утрированное чувство
долга, неумение находить компромисс.
Противоречивость личности – трудносовместимое сочетание перечисленных
выше характеристик.
Все эти черты встречаются у каждого родителя, и в этом нет ничего страшного.
Ведь каждая мать, например, беспокоится о своем ребенке, стремится защитить и
оградить его от опасности. Но когда та или иная черта личности начинает
управлять всем поведением, отношением к ребенку, возникают серьезные проблемы.
Также мы рассмотрим образы матерей, дети которых
страдают неврозами, выделенные специалистами и описанные в книге А. И. Захарова
«Предупреждение отклонений в поведении ребенка».
Для ребенка на первом месте всегда стоит мать, поэтому конкретнее
остановимся на женских образах.
Царевна – Несмеяна. Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно
принципиальна и честолюбива, сдержана в выражении чувств и эмоций, доброты и
отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума, веселья, считает
это пустым времяпрепровождением. Любит иронизировать, редко смеется. Имеет
навязчивую потребность делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать
недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка. Не берет лишний раз на
руки, не обнимает. Часто поступает подчеркнуто правильно, но без учета реальных
обстоятельств, особенностей ребенка.
Снежная королева. Повелевающая, держащая всех на расстоянии, жесткая и
непреклонная, внутренне холодная и неотзывчивая, эгоистичная, равнодушная.
Считает недостатки – пороками, которые необходимо искоренять. Не принимает
любую критику в свой адрес.
Спящая красавица. Склонна к мечтательности, пессимизму, заторможенная,
самовлюбленная, пребывает в плену своих идеализированных представлений. Часто
разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная
от ребенка и его потребностей.
Между перечисленными образами есть общее : такая мать всегда молода и
прекрасна, много времени уделяет себе, исходит только из своей точки зрения,
хочет покровительствовать, высокомерна и претенциозна в отношениях. Стремится
господствовать или доминировать среди окружающих, не переносит невнимания к
себе, больше всего боится остаться одна, без восхищения и признания окружающих.

Унтер – Пришибеева. Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная,
детьми командует, понукает, принижает чувство собственного достоинства, с
недоверием относится к детскому опыту, самостоятельности, легко раздражается,
выходит из себя. Придирчива и нетерпима к слабостям и недостаткам, часто
прибегает к физическим наказаниям, долго помнит плохое.
Суматошная мать. Неугомонная, взбалмошная, противоречивая и
непоследовательная. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности
в другую, часто кричит, взрывается, любой пустяк склонна превращать в трагедию,
из ничего делает проблемы и на них же бурно реагирует.
Наседка. Жертвенная, тревожно – беспокойная, во всем опекает, не
отпускает ребенка от себя, сопровождает каждый его шаг, предохраняет от любых,
часто кажущихся, трудностей, стремится заменить собой сверстников, либо
выбирает друзей для ребенка по своему вкусу, подавляет самостоятельность и
активность ребенка.
Вечный ребенок. Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и
капризна, драматизирует любые события, детей считает обузой, себя – жертвой
обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, покровительство. Не может
самостоятельно справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно
перепоручает заботу о ребенке другим людям ( бабушке, няне, воспитателям в
д.с.), при этом страдает от чувства бессилия и беспомощности.

Вы не узнали себя? Если встретились «родные» черты – делайте вывод!
У отцов эффективная неустойчивость
заменяется психомоторной нестабильностью и импульсивностью. Тревожность
заменяется мнительностью. Если у матери ярко выражено стремление доминировать,
отец, как правило, выступает в роли зависимого и подчиненного.
Гиперсоциализация у отца проявляется в виде упорства, мелочной пунктуальности и
педантизма.
В семьях, где родители имеют черты, описанные выше, как правило напряженная
обстановка, частые ссоры, а это тоже влияет на ребенка.

Ольга Анисимович, педагог-психолог

3. Советы усталым родителям

Как вести себя, чтобы прекратить истерику:

1. Во-первых, не нервничать самим. Успокоиться. И стараться предупреждать появление истерики у ребенка. Вы заметили, что малыш чаще переживает и капризничает, когда давно не кушал, не пил или слишком долго «гуляет» с мамой по магазинам? Все- таки лучше посещать бутики и даже продуктовые гипермаркеты в одиночку, а если все-таки вынуждены брать малыша с собой- убедитесь, что он не голоден, не хочет пить, выспался.

2. Когда истерика уже началась, постарайтесь прекратить ее как можно раньше. Если ребенок раскапризничался дома- попробуйте его отвлечь его: дайте игрушку, говорящую, громкую,которую ребенок очень любит.

3. Психилоги утверждают: во время детской истерики ребенок почти не слышит фраз с отрицательной формулировкой, например: «Прекрати кричать!», «Замолчи!» Лучше сказать слова с положительным оттенком:» Ну-ка, подойди ко мне», «Можно я обниму тебя».

4. Если пообещали наказать его за истерику, то сдерживайте слово. Иначе впоследствии ваше увещевания и попытки проконтролировать истерику ребенка станут просто фикцией.

5. Объясните малышу его эмоцию. Если мальчику, к примеру, не купили машинку в магазине, спокойно скажите:» Ты разозлился, тебе хотелось эту машинку- я тебя понимаю, но это не значит, что надо так сильно топать ногами и кричать».

6. Пять минут тишины. Остановить истерику можно, усадив малыша на стул и оставив его одного, не разговаривая с ним и следя, чтобы он ничем не играл. Обычно за это время ребенок успокаивается.

Если малыш сопротивляется и отказывается сидеть на стуле, стоять в углу, отведите его в комнату и закройте за ним дверь, естественно, проверив перед этим безопасность помещения. Обычно это самый эффективный способ, но для того, чтобы он подействовал, потребует, возможно, не один раз отвести ребенка в эту комнату. Как правило, считают детские психологи, малышу в одиночеству лучше удается справляться с собственными истериками.

7. Врачи советуют: во время истерики ребенка не должно быть крика, угроз. Если у вас появились отрицательные эмоции(это нормально), выскажите их своему малышу:»Я рассержена!» или «Видишь, как я разозлилась!» Если все же вы потеряли контроль, попросите прощения у малыша. Только постарайтесь быть как можно искреннее.

8. После окончания истерики дайте понять малышу- то, что произошло, некрасиво. Но вы ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА! И во время истерики, и после нее.

 

Использован материал из журнала «Счастливые родители».

WordPress Lessons